Видеоплаты

Как и оперативная память, видеопамять является "пристанищем" для обрабатываемых данных и команд, которые должны быть переданы на монитор для визуализации. Чем больше число цветов, отображаемых монитором, чем выше разрешение и частота регенерации (чем выше частота регенерации, тем устойчивее изображение), тем больше памяти необходимо для хранения этих данных. Чем выше скорость считывания и записи данных в эту память, тем быстрее изображение "реагирует" на действия пользователя.
На что следует обратить внимание при выборе видеоплаты? В основном, на три параметра.
● Объем видеопамяти.
● Быстродействие шины.
● Тип памяти.

Совет:
Вам не нужно приобретать дополнительную плату видеоакселератора (video acceleration).
Все современные видеоплаты, как правило, снабжены соответствующими средствами, даже если это и не оговорено отдельно в спецификации видеоплаты.

Поскольку быстродействие шины и видеопамять уже рассмотрены, можно обойтись без дополнительных пояснений. Третий параметр — тип используемой памяти — возможно, требует дополнительных пояснений из-за разнообразия типов схем памяти, предложенных для ускорения работы (в отличие от оперативной памяти). От типа используемой памяти в значительной степени зависит производительность видеоплаты и ее цена (остальные два фактора тоже имеют большое значение).
Обычная (FPM) видеопамять. Как вы, возможно, помните (см. гл. 7), FPM-память — самая старая и медленная из используемых до сих пор типов. Как правило, время доступа к ней составляет 60—70 нс. Она способна одновременно выполнять только одну операцию: или чтение или запись. Ее преимущество заключается в дешевизне. Эта память чаще всего применяется в дешевых видеоплатах, обеспечивающих воспроизведение не более 256 цветов.

Примечание:
Все микросхемы видеопамяти представляют различные модификации микросхем динамической памяти (DRAM). Если в спецификации на конкретную видеоплату в обозначении типа памяти присутствует аббревиатура "DRAM", то, вероятно, в плате используется память типа FPM (Fast Page Mode - быстрый постраничный доступ).

В некоторых видеоплатах используют EDO-память. Подобно сноси "родственнице", используемой в оперативной памяти, EDO-видеопамять быстрее FPM-видеопамяти, поскольку может выполнять следующую операцию считывания еще по время завершения предыдущей.
Однако она ненамного быстрее, чем FPM-память.
Чтобы работать с чем-то более сложным, чем 256-цветное изображение с низким разрешением, вам понадобится память другого типа, оптимизированная для вывода видеоинформации. С этой целью в память добавляют вторую шину данных (память типа VRAM) либо повышают тактовую частоту (память SGRAM и MDRAM), либо используют оба метода совместно (WDRAM). Память всех этих типов стоит дороже, чем FPM/EDO-память, однако они (каждая по-своему) обеспечивают большую производительность.

VRAM (Video RAM — Видео ОЗУ). Правда ли, что любую память, расположенную на видеоплате, можно назвать VRAM-памятью (видео ОЗУ)? Не совсем так. VRAM-память - это память, специально разработанная для работы с видеоизображениями. Ее секрет заключается в наличии двух шин данных. В то время как в FPM-памяти одновременно можно выполнять только одну операцию (т.е. только считывать или только записывать), в памяти VRAM предусмотрены две шины: одна — для чтения, другая — для записи.

Синхронная графическая память (SGRAM). В отличие от VRAM память типа SGRAM однопортовая, однако по своей производительности она находится на уровне VRAM, а не FPM или EDO. Это достигается за счет скорости — она так же может делать только что-либо одно, но зато очень быстро. Память типа SGRAM получила широкое распространение, поскольку обеспечивает высокую производительность в системах со средним разрешением (mediumresolution systems). Она не может работать с графическими изображениями, требующими высокого разрешения (что, например, может делать память WDRAM, рассматриваемая ниже), однако и так работает с весьма высокой скоростью, и платы с памятью такого типа приобрести достаточно легко.

Память Windows DRAM (WDRAM). Те, кто недоволен успехами фирмы Microsoft в мире программного обеспечения, будут счастливы узнать, что имя видеопамяти этого типа не имеет ничего общего с популярной операционной системой, а относится к типу изображения, при работе с которым используется память. Подобно VRAM-памяти, память WDRAM — двухпортовая, однако кроме этого она обладает и более высоким быстродействием. Во-первых, полоса пропускания у WDRAM шире, чем у VRAM, что позволяет ей быстрее связываться с процессором. Во-вторых, в системе управления памятью WDRAM предусмотрены некоторые команды, обычно необходимые для обработки изображений в окнах, включая те, что применяют для вывода текста (text rendering) и рисования цветовых блоков больших размеров. Вероятно, WDRAM можно считать самой быстрой видеопамятью, известной в настоящее время.
Кроме того, поскольку она позволяет воспроизводить большое количество цветов (complex color depth) с высоким разрешением, то стоит очень дорого.

Multibank DRAM (Многоблочная DRAM). Как правило, видеопамяит ( и обычная память, если на то пошло) логически разделена на блоки объемом не менее 1 Мбайт. Одновременно можно получить доступ только к одному блоку памяти, независимо от скорости доступа и количества шин, ведущих к этому блоку. Такой доступ имеет два недостатка. Первый:
доступ к памяти не столь гибок, поскольку одновременно можно выполнять только одну операцию чтения или записи (во всем блоке объемом 1 Мбайт). Второй: вы обязаны наращивать память блоками размером не менее 1 Мбайт, даже если вам и не надо так много памяти.
Чтобы обойти эти проблемы, в MDRAM-системе предусмотрено "расщепление" памяти на логические блоки размером 32 Кбайт. Это повышает гибкость системы, поскольку операции чтения и записи могут чередоваться, но уже между секциями памяти размером 32 Кбайт. Почему это важно? Главным образом потому, что позволяет избежать снижения производительности видеоплат с памятью малого объема. Посудите сами: если самый малый логический блок памяти, к которому можно адресоваться, имеет размер 1 Мбайт, то каждая очередь на выполнение операций чтения и записи все равно будет адресована к блоку объемом не менее 1 Мбайт.
Если же для ускорения вывода вы захотите использовать большее число очередей, то вам следует добавлять память, причем блоками размером не менее 1 Мбайт. Иными словами, в большинстве систем плата с видеопамятью 2 Мбайт всегда будет работать быстрее платы с видеопамятью 1 Мбайт. И так будет даже в том случае, если для вывода необходимой видеоинформации буфер объемом в 2 Мбайт не требуется только потому, что в плате с памятью 2 Мбайт используются две шины. В памяти WDRAM это не так. Конечно, если нужно дополнительное пространство для хранения видеоизображения, вам тоже придется наращивать память. Но если нужна только дополнительная магистраль, проблема решается без труда.
Еще одно преимущество памяти MDRAM заключается в том, что теоретически применение такой памяти позволяет создавать платы с размерами буферов, соответствующими минимальному выводу, который они должны поддерживать. Однако, как правило, вы найдете в продаже видеоплаты WDRAM с теми же размерами памяти, что и у остальных плат: 2 Мбайт, 4 Мбайт и т.д. 

Смотрите также

Загрузка и онлайновые утилиты
Программное обеспечение редко бывает полностью завершенным, но даже если это так, всегда появляются новые усовершенствования и улучшения. Посетите указанные далее узлы для обновления сетевого програ ...

Логическая шинная топология
Ethernet — наиболее известный пример сети с логической шинной топологией — является самым популярным типом локальной сети. Как вы вскоре увидите, топология Ethernet — не то же само ...

Термины на букву D
Data Link Connection — соединение канала передачи данных. См. Logical Link Connection (LLC). Data Link Layer — канальный уровень. Уровень модели OSI. Обеспечивает цифровую связь сетевых ...