Защита и нападение посредством протокола TCP
Страница 10

Как это бывает?

Случай первый. В разгар рабочего дня в операционном зале банка раздается звонок. Молодая операционистка поднимает трубку телефона и слышит мужской голос:

- С вами говорит администратор сети, Иван. Как вас зовут?

- Оля!

- Олечка, мы сейчас проводим плановую модификацию программного обеспечения "Операционный день банка". Ты не могла бы назвать мне свой пароль?

- А мне говорили, что чужим нельзя называть свой пароль.

- Так я ведь не чужой! Я свой, я сотрудник отдела информатизации. Мой начальник - Петр Петрович Петров. Я хочу всю работу сделать поскорее. А то и тебе и мне придется оставаться после работы. А у тебя наверняка есть дела вечером. К тому же твоему начальнику тоже придется задержаться после работы. А он будет этим недоволен, что может отразиться и на тебе. Ты согласна?

- Да, согласна.

- Тогда назови свой пароль и все будет ОК.

- Мой пароль olga.

- ОК. Спасибо за помощь.

Случай второй. Пользователи получают письмо от имени службы технической поддержки своего Internet-провайдера со следующим текстом:

"Уважаемый пользователь бесплатной службы электронной почты "ОПАТЕЛЕКОМ"! Вас беспокоит служба технической поддержки сервера mail.domain.ru. В связи с участившимися в последнее время случаями краж паролей у наших пользователей мы просим срочно изменить Ваш существующий пароль на новый - o7gNaFu8. Данный пароль очень трудно подобрать хакерам и ваш почтовый ящик будет в полной безопасности.

Надеемся на Ваше понимание и содействие.

С уважением, служба технической поддержки сервера mail.domain.ru"

А бывает ли это на самом деле?

"Описанные выше два случая - это сказки для детей", - скажете вы. "На самом деле такого не бывает". Скажете и будете не правы. Чтобы лишний раз убедить вас в этом - приведу только два примера "из жизни".

По данным издания "Компьютерра", 12 июня 2000 г. неизвестный хакер сумел добраться до базы данных с адресами электронной почты клиентов канадского онлайнового магазина Future Shop. Правда, сам Future Shop здесь не причем - рассылка электронных писем осуществлялась при помощи третьей стороны. Хакер, взломав сервер этой компании, сумел отдать команду на массовую рассылку сообщений всем 10000 клиентам Future Shop. В письме говорилось о том, что номера их кредитных карточек были украдены, а посему они должны срочно их заменить. Заголовок письма выглядел так, как будто его послали владельцы Future Shop. Большого вреда хакер, к счастью, причинить не успел. Администраторы магазина оперативно связались со всеми крупными эмитентами кредитных карт и предупредили об этом неприятном инциденте. Свои карты успели поменять менее 50 человек.

Хочу отметить, что современные технологии Internet позволяют создавать сообщения электронной почты таким образом, что они будут выглядеть "как настоящие", со всеми атрибутами (адрес и имя отправителя, подпись и т.д.).

Почему это возможно?

Каждый из нас имеет струны, за которые стоит только подергать и все, вы размякли, не готовы критически оценивать свои поступки и будете делать все, о чем вас попросит опытный психолог, манипулирующий вами, как кукловод. Не стоит думать, что влиять на ваши поступки может только квалифицированный психолог. Эта наука доступна любому, потратившему на ознакомление с ее азами всего-лишь 1-2 часа. Каждый человек имеет болевые точки, поразить которые и есть задача хакера, желающего использовать социальный инжиниринг в своей противоправной деятельности.

При этом, если всех так называемых психологических комплексов существует несколько десятков, то тех, которые применяются хакерами, не так уж и много. Перечислю их:

· Страх. Пожалуй, это самый часто используемый и самый опасный психокомплекс человека. Существуют десятки и сотни разновидностей страха, начиная от боязни потерять работу и боязни понижения в должности и заканчивая боязнью потери престижа и боязни сделать что-то не так.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13