Типы приложений

Какие типы приложения чаще всего можно встретить в сети? Фактически — любые, однако их можно разделить на две основные категории.

● Допускающие работу независимых пользователей.
● Допускающие работу пользователя как члена группы.

В следующем разделе описываются приложения обоих типов.

Деловые приложения

Деловые приложения предназначены для персонального использования. Разумеется, проект, над которым работает пользователь, может быть групповым, но с приложением должен работать единственный пользователь. Понятие "деловые приложения" — это почти все, что можно сделать с помощью компьютера.

● Текстовые процессоры.
● Настольные издательские системы.
● Бухгалтерские пакеты.
● Электронные таблицы.
● Клиентные приложения баз данных.
● Программное обеспечение для управления проектами.
● Графические приложения.

Хотя деловые приложения могут использоваться индивидуально, имеет смысл применять какой-нибудь общий формат файлов, с тем чтобы при необходимости разные пользователи могли совместно применять эти файлы. Например, всем клиентам сети желательно пользоваться одинаковыми текстовыми процессорами — это значительно упрощает совместное использование файлов, даже если для их конвертирования из одного формата в другой не приходится прилагать значительных усилий.

Средства координирования

Программное обеспечение для организации связи (communications software) зачастую зависит от сети. Оно используется для таких приложений, как электронная почта, отправление факсов, управление звонками (call management) и во многих других ситуациях, когда пользователям сети необходима связь друг с другом и внешним миром.

Использование электронной почты. Электронная почта прошла путь от занятной игрушки для недоумков (geeks) до обязательного компонента офисной связи. Она не просто "еще один циркуль для вычерчивания окружностей". Скорее, это инструмент обеспечения оперативной и сравнительно конфиденциальной офисной связи. Ее преимущества таковы.

● Для переписки не используется бумага.
● Нет нужды знать местоположение лица, с которым вам необходимо связаться.
● Возможность прилагать к сообщению файлы, необходимые получателю.

При использовании электронной почты следует учитывать, что она обеспечивает только относительную, но не полную конфиденциальность. Даже если удалить сообщение электронной почты, оно не исчезнет полностью. Как правило, копии отброшенных сообщений сохраняются в архиве или другом месте. Как довелось убедиться фирме Microsoft (и не только ей) по ходу изучения ее деловой практики Министерством юстиции США, сообщение электронной почты может использоваться как улика. "Благодаря" сообщениям электронной почты многие фирмы были привлечены к ответственности, поэтому некоторые из них прекратили ее использовать для передачи важной информации.

Использование факсимильных услуг. Возможно, вам уже доводилось использовать программное обеспечение для факсимильной связи. В автономном компьютере оно работает подобно принтеру, перенаправляя печатные задания с параллельного порта на модем, соединенный с последовательным портом.
Точно так же, как работа сетевого принтера отличается от работы локального принтера, по-разному работают сетевые и локальные средства факсимильной связи. В первом случае сетевые клиенты подключаются к серверу, имеющему программное обеспечение для организации факсимильной связи. Входящие факсы распределяются по клиентам (часто — с помощью почтового сервера, скажем, Microsoft Exchange), чтобы все входящие сообщения поступали в единственный почтовый ящик.

Использование программного обеспечения для управления вызовами. Чтобы объединить электронную почту, факсимильную связь и даже голосовую почту, можно использовать программное обеспечение для управления вызовами. Весь входящий трафик сообщений маршрутизируется на сервер управления звонками (call management server). Для каждого клиента этот сервер выделяет унифицированный почтовый ящик (unified inbox) для приема сообщений всех типов, чтобы они могли найти все свои сообщения в одном месте.

Групповое программное обеспечение

Групповое программное обеспечение (groupware) — общее название любого приложения, спроектированного для групповой работы. В частности, в "разбросанной" сети, когда трудно собрать всю рабочую группу в одном месте, оно позволяет:

● облегчить связь, повысить ее скорость и качество (в некоторых случаях это единственно возможный тип связи);
● облегчить координацию расписаний встреч и планирование проектов;
● организовать надомную работу или снизить расходы на командировки путем улучшения связи между членами группы, даже если группа разделена.

Вероятно, вы подумали, что именно для этого и создаются сети. Верно. Но в данном случае существует некоторое отличие. Групповое программное обеспечение предназначено для использования не всеми пользователями сети, а только рабочей группой, независимо от ее размеров. В этом отношении оно отлично от приложений, которые предназначены для всех пользователей сети, а не только замкнутого "кружка".
Как правило, для выполнения возложенных на него функций групповое программное обеспечение поддерживает средства электронной почты, голосовой связи, группового планирования, организации личных календарей и списков заданий (to-do lists), репликации документов и прочие функции, необходимые для успешной совместной работы членов группы. По этой же причине групповое программное обеспечение часто называют программным обеспечением "для рабочей группы".

Примечание:
В некоторых случаях применяют выражение "программное обеспечение для команды". Так называют любое приложение, спроектированное для совместной работы над проектом группы сотрудников, разбросанных по обширной географической области. Обычно оно работает через Internet. Однако, поскольку в современном групповом программном обеспечении предусмотрена также возможность связи через Internet, это различие несущественно.

Как бы его ни называли, понятно, что в групповое программное обеспечение входят два компонента: клиентный и серверный. Серверные компоненты управляют функциональными средствами группового программного обеспечения: почтовым сервером, публикацией документов, личными календарями и т.д. Клиентные компоненты организуют (предоставляют) пользовательский интерфейс всех функциональных средств.
В качестве примера современного группового программного обеспечения рассмотрим программу Lotus Notes (в настоящее время фирма Lotus входит в состав IBM). Почему именно Notes? Отчасти потому, что Notes получила широкое распространение. Notes была создана в 1989 г. задолго до появления на рынке других подобных продуктов и широко используется американскими корпорациями не только благодаря слабой конкуренции — немало значат ее гибкость и совместимость почти со всеми популярными платформами. Итак, рассмотрим Notes как пример группового программного обеспечения и его эволюцию от локальной сети к Internet.

Эволюция. Первоначально Notes разрабатывался как продукт, предназначенный для мэйнфреймов. Программа получила название PLATO Notes. По замыслу она должна была просто отмечать в отчетах ошибки в датах и кодах пользователей. Однако разработчики, осознав потенциальные возможности продукта, дополнили его имя и возможности. Новый продукт PLATO Group Notes позволял:

● создавать личные предметные папки (personal subject folders);
● создавать списки доступа (access lists);
● выполнять сортировку данных по датам заметок и ответов;
● создавать анонимные заметки;
● размечать (marking up) документ пользовательскими комментариями;
● запускать игру с несколькими игроками.

Сейчас все это выглядит как потертая шляпа, но по тем временам было новшеством.
PLATO Notes не пользовалась особой популярностью до середины 80-х гг., когда стало очевидно, что рынок персональных компьютеров угрожает рынку мэйнфреймов. При поддержке Lotus Corporation разработчики создали продукт Notes для персональных компьютеров -первую версию Lotus Notes. Эта версия, официально купленная фирмой Lotus в 1986 г, имела средства организации электронной почты, списков деловых контактов и базы данных документов. Со стороны клиента использовалась либо DOS 3.11, либо OS/2, а на стороне сервера поддерживались DOS 3.1 (или 4) и OS/2.
С момента выпуска в 1989 г. Notes значительно расширился. В настоящее время продукт обеспечивает форматирование документов, прием сообщений электронной почты, групповое планирование и отсылку документов по электронной почте. Кроме того, он поддерживает множество подключений (hookups) к Internet, Web, группы новостей, и даже публикацию документов непосредственно в Web с помощью сервера Lotus Domino. В следующей версии предусмотрено использование интерфейса Internet Explorer, и вам будет нелегко отличить операционную систему Windows 98 от этого группового планировщика. Кроме того, в нем предусмотрены дополнительные инструменты для разработчиков приложений. Notes спроектирован с учетом гибкости и возможности настройки. Тем не менее, его первые разработчики были бы весьма удивлены, насколько популярной оказалась их платформа (development platform).

Средства группового программного обеспечения. По мере неуклонного "сращивания" сетей и приложений оказалось, что некоторые средства группового программного обеспечения можно обнаружить даже в тех продуктах, которые формально не относятся к этой категории. Хорошим примером служит Microsoft Office 97. В частности, уже в несколько поколений текстового процессора Word встроены средства отметки исправлений (revision marking).
Отметка исправлений относится к функциям группового программного обеспечения, поскольку позволяет нескольким лицам просматривать один и тот же документ и вносить в него собственные исправления независимо друг от друга. (Каждый раз, когда я получаю на авторский просмотр главу от корректора и технического редактора, я вспоминаю это средство группового программного обеспечения, предусмотренное Microsoft.) Кроме того, как и во всех офисных приложениях, в Word встроен доступ к Web, поэтому его можно использовать для создания документов HTML, сохранения их на Web-сервере и распространения по интрасетям.
Возможно, существует более эффективная HTML-кодировка, но, тем не менее, это та же HTML.

Некоторые средства группового программного обеспечения предусмотрены и в системах электронной почты, поскольку они поддерживают не только отправку писем и файлов, но и составление списков заданий (to-do lists), а также встроенные программы-планировщики (integrated schedulers). Так что, хотя термин "групповое программное обеспечение", вероятно, сохранится как категория, по мере распространения сетей следует ожидать включение таких средств во многие приложения. 

Смотрите также

Планирование инфраструктуры сети
После того как вы выяснили запросы пользователей сети, и у вас появились какие-то идеи относительно технологии, которая может удовлетворить этим требованиям, приходит время складывать воедино все ко ...

Видеоплаты
Как и оперативная память, видеопамять является "пристанищем" для обрабатываемых данных и команд, которые должны быть переданы на монитор для визуализации. Чем больше число цветов, отобража ...

Выводы
В этой главе рассмотрены основные элементы оборудования, используемого практически во всех серверах. Попутно обсуждались некоторые технологии, которые следует использовать в серверах. Подводя итог, ...